Работа с текстами является связующим звеном для подавляющего большинства учебных предметов, а это значит, что проблемы формирования умений «читать с мыслью» являются общими для всех педагогов школы, а не только для тех, кто обучает т.н. предметам гуманитарного цикла. На словах с этим согласны все педагоги; учителя химии тоже считают, что они делают все возможное на своих уроках (и за его пределами), чтобы развивать у школьников навыки смыслового чтения. Однако практика показывает, что на деле не все педагоги правильно представляют само содержание понятия "смысловое чтение", его структурные составляющие как образовательного результата школьников, формы и приемы достижения.
В статье представлены некоторые теоретические аспекты указанного понятия, подкрепленные практическими примерами приемов, обеспечивающих работу школьников с учебными химическими текстами.